Научные тексты

Книги

Психические явления и мозг

Воспоминания

Публицистика

Каратэ-До

Рисунки

Контакты

На сайт РФО Диалог XXI век

 

 

ОТ АВТОРА

     Большинство моих рисунков сделаны во время разных долгих научных заседаний и защит философских диссертаций, в которых  мне часто приходилось участвовать. Рисование не мешало слушать, и это позволяло легче переживать многочасовые сидения. Однажды – это было еще в конце 80-х годов – мои рисунки случайно увидел профессор А.И. Белкин, с которым у меня сложились дружеские отношения. Они ему очень понравились, и он,  будучи тогда Президентом  Российской психоаналитической ассоциации, издал в 1990 году этот альбом под названием «Я и ОНО», написал к нему лестное для меня предисловие. Именно благодаря профессору А.И. Белкину, я стал чаще сохранять рисунки и собирать их, даже оформлять некоторые из них в рамки и дарить друзьям. Рисунки нравились детям, и это радовало меня и воодушевляло. За последние лет 20 у меня их скопилось довольно много. Ниже я публикую лишь некоторые фрагменты из указанного альбома.

    Рисование доставляло мне удовольствие и стало привычкой.      Однажды мне приснилось, что рисунки показывают с помощью проектора в огромных размерах на фоне ночного неба. Вспоминая сильное чувство, испытанное тогда во сне, я подумал, что в увеличенном виде они, действительно, могут выглядеть интереснее. Я попробовал рассматривать их на компьютере  увеличенными, причем с расстояния примерно в полтора метра, и, действительно, это подтвердилось (программа позволяет увеличивать рисунок, попробуйте внимательно рассмотреть его, изменяя увеличение и свое расстояние до него; так будет интереснее).

     В моем возрасте и при моем опыте философских размышлений такие вещи как почести, известность, аплодисменты давно потеряли ценность. Но ведь мы творим не только для себя. И я питаю надежду, что эти рисунки способны привлечь внимание некоторых из вас.

  Д. Дубровский.

 

 

 

 

Перейти к просмотру рисунков

 

сканирование0001

 

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ И ЕГО РИСУНКАХ

Пути художественного творчества неисповедимы. Но если это настоящее искусство, то оно раздвигает горизонты нашего сознания, открывает нам нечто неизведанное в че­ловеке, в самом себе. Настоящее творчество черпает из глубин бессознательного, чем и обусловлена во многом его спонтанность, непредсказуемость. Художник отдается своему воображению, своей интуиции, он умеет открывать пути в глубины собственной психики и извлекать оттуда на свет божий затаенные страхи и надежды. Может быть поэтому пред­лагаемый нам альбом рисунков получил столь недвусмысленное название ”Я и ОНО”.

Его автор - это сразу надо отметить - не является художником-профессионалом. Он - известный философ, долгие годы был профессором философского факультета МГУ, в последнее время - ведущий научный сотрудник Института философии Академии наук СССР. Его книги (’’Психические явления и мозг” М., 1971; ’’Информация, сознание, мозг”. М., 1980; ’’Проблема идеального”. М., 1983 и др.) хорошо знакомы не только философам и психологам, но также психофизиологам, неврологам, психиатрам.

Профессор Д. И. Дубровский автор более 150 научных работ, он является председа­телем секции ’’Философские проблемы психорегуляции, самосовершенствования и ре­зервных возможностей человека” при Президиуме Философского общества СССР. Его имя и биографическая справка помещены в девятом издании ’’Кто есть кто в мире”. Этой чести удостоены весьма немногие представители наших общественных дисциплин.

Несмотря на то, что Д. И. Дубровский давно увлекается графикой, это оставалось неизвестным для его научных коллег и знакомых. Благодаря случайному стечению об­стоятельств, в прошлом году американский журнал ’’Время и мы” (1989, № 105, с. 272-275) впервые опубликовал тринадцать его рисунков. И это послужило стимулом для более широкого их издания.

Достаточно хотя бы бегло просмотреть рисунки предлагаемого альбома, чтобы убе­диться в их оригинальности. Однако, не так-то просто отдать себе отчет, почему они при­влекают, вызывают желание вдуматься в их смысл. Скорее всего потому, что затрагивают струны нашего Оно, скрытые побуждения и упования. Несомненно одно: они вызывают положительные эстетические эмоции, даже в тех случаях, когда содержание изображен­ного вызывает отрицательную оценку. Впрочем, это встречается довольно часто.

Перед нами в основном образы и структуры, созданные автором и выражающие его мироощущение и неосознанные мотивации. Хотя он и не профессионал, у него свой почерк, решительная рука. В основе структур и образов лежат округлые и треугольные формы. Именно из них обычно компонуются изображения, что создает своего рода замкнутость, жесткость образа. Следуя своим подсознательным импульсам, автор демонстрирует странную аналитику объектов окружающей действительности. Эти расчленения и дефор­мации бросают нередко вызов привычным взглядам и вкусам, порождают недоумения. Но в то же время они не разрушают, не отрицают реалии предметного мира. Вопреки всем парадоксальным расчленениям и патологическим изгибам мы видим в рисунках, если так можно выразиться, волю к сохранению единства и целостности предмета изображения, стремление автора во что бы то ни стало противостоять распаду, разложению - столь типичной тенденции современной жизни и современного искусства. Ведь большинство ’’объектов” автора - это явления живой природы: лица и фигуры людей, животные, расти­тельные формы, все поставленное под угрозу, под вопрос нынешним ходом развития технической цивилизации.

Характерные черты целостности живых ’’объектов” связаны с их гармоничностью, пропорциональностью, соразмерностью их частей и элементов. Автор, как мне кажется, проявляет мощное бессознательное стремление к гармонической целостности, выражает свою веру в прочность, надежность явлений жизни. Так можно интерпретировать многие его рисунки, в которых побеждает жизнеутверждающее, оптимистическое начало.

Правда, сейчас оптимизм не в моде, и для этого есть серьезные основания. Из глубин бессознательного рвутся наружу страх, отчаяние, темные силы отрицания и разрушения. Но, может быть, мы действительно недооцениваем заложенные в природе человека силы добра, способность и потребность добродеяния. Может быть не стоит спешить с нашим скепсисом, всегдашним недоверием к лучшим побуждениям. Разве нельзя допустить, что тем самым мы подавляем в себе эти побуждения, волю к творчеству добра? Будем поэтому внимательны ко всему, что несет надежду, укрепляет веру, к проявлениям творчества добра и гармонии.

Рисунки Дубровского несут в себе заряд такой надежды и веры.

Профессор А. И. БЕЛКИН (1990 г.)

 

Перейти к просмотру рисунков