ОТ
АВТОРА Большинство моих рисунков сделаны во
время разных долгих научных заседаний и защит философских диссертаций, в
которых мне часто приходилось
участвовать. Рисование не мешало слушать, и это позволяло легче переживать
многочасовые сидения. Однажды – это было еще в конце 80-х годов – мои рисунки
случайно увидел профессор А.И. Белкин, с которым у меня сложились дружеские
отношения. Они ему очень понравились, и он,
будучи тогда Президентом
Российской психоаналитической ассоциации, издал в 1990 году этот
альбом под названием «Я и ОНО», написал к нему лестное для меня предисловие.
Именно благодаря профессору А.И. Белкину, я стал чаще сохранять рисунки и
собирать их, даже оформлять некоторые из них в рамки и дарить друзьям.
Рисунки нравились детям, и это радовало меня и воодушевляло. За последние лет
20 у меня их скопилось довольно много. Ниже я публикую лишь некоторые
фрагменты из указанного альбома. Рисование доставляло мне удовольствие и
стало привычкой. Однажды мне
приснилось, что рисунки показывают с помощью проектора в огромных размерах на
фоне ночного неба. Вспоминая сильное чувство, испытанное тогда во сне, я
подумал, что в увеличенном виде они, действительно, могут выглядеть
интереснее. Я попробовал рассматривать их на компьютере увеличенными, причем с расстояния примерно
в полтора метра, и, действительно, это подтвердилось (программа позволяет
увеличивать рисунок, попробуйте внимательно рассмотреть его, изменяя
увеличение и свое расстояние до него; так будет интереснее). В моем возрасте и при моем опыте
философских размышлений такие вещи как почести, известность, аплодисменты
давно потеряли ценность. Но ведь мы творим не только для себя. И я питаю
надежду, что эти рисунки способны привлечь внимание некоторых из вас. Д.
Дубровский. |
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ И ЕГО
РИСУНКАХ Пути художественного
творчества неисповедимы. Но если это настоящее искусство, то оно раздвигает горизонты
нашего сознания, открывает нам нечто неизведанное в человеке, в самом себе.
Настоящее творчество черпает из глубин бессознательного, чем и обусловлена во
многом его спонтанность, непредсказуемость. Художник отдается своему
воображению, своей интуиции, он умеет открывать пути в глубины собственной
психики и извлекать оттуда на свет божий затаенные страхи и надежды. Может
быть поэтому предлагаемый нам альбом рисунков получил столь недвусмысленное
название ”Я и ОНО”. Его автор - это сразу
надо отметить - не является художником-профессионалом. Он - известный
философ, долгие годы был профессором философского факультета МГУ, в последнее
время - ведущий научный сотрудник Института философии Академии наук СССР. Его
книги (’’Психические явления и мозг” М., 1971; ’’Информация, сознание, мозг”.
М., 1980; ’’Проблема идеального”. М., 1983 и др.) хорошо знакомы не только
философам и психологам, но также психофизиологам, неврологам, психиатрам. Профессор Д. И.
Дубровский автор более 150 научных работ, он является председателем секции
’’Философские проблемы психорегуляции, самосовершенствования и резервных
возможностей человека” при Президиуме Философского общества СССР. Его имя и
биографическая справка помещены в девятом издании ’’Кто есть кто в мире”.
Этой чести удостоены весьма немногие представители наших общественных
дисциплин. Несмотря на то, что
Д. И. Дубровский давно увлекается графикой, это оставалось неизвестным для
его научных коллег и знакомых. Благодаря случайному стечению обстоятельств,
в прошлом году американский журнал ’’Время и мы” (1989, № 105, с. 272-275)
впервые опубликовал тринадцать его рисунков. И это послужило стимулом для
более широкого их издания. Достаточно хотя бы
бегло просмотреть рисунки предлагаемого альбома, чтобы убедиться в их оригинальности.
Однако, не так-то просто отдать себе отчет, почему они привлекают, вызывают
желание вдуматься в их смысл. Скорее всего потому, что затрагивают струны
нашего Оно, скрытые побуждения и упования. Несомненно одно: они вызывают
положительные эстетические эмоции, даже в тех случаях, когда содержание
изображенного вызывает отрицательную оценку. Впрочем, это встречается
довольно часто. Перед нами в основном
образы и структуры, созданные автором и выражающие его мироощущение и
неосознанные мотивации. Хотя он и не профессионал, у него свой почерк,
решительная рука. В основе структур и образов лежат округлые и треугольные
формы. Именно из них обычно компонуются изображения, что создает своего рода
замкнутость, жесткость образа. Следуя своим подсознательным импульсам, автор
демонстрирует странную аналитику объектов окружающей действительности. Эти
расчленения и деформации бросают нередко вызов привычным взглядам и вкусам,
порождают недоумения. Но в то же время они не разрушают, не отрицают реалии
предметного мира. Вопреки всем парадоксальным расчленениям и патологическим
изгибам мы видим в рисунках, если так можно выразиться, волю к сохранению
единства и целостности предмета изображения, стремление автора во что бы то
ни стало противостоять распаду, разложению - столь типичной тенденции
современной жизни и современного искусства. Ведь большинство ’’объектов”
автора - это явления живой природы: лица и фигуры людей, животные, растительные
формы, все поставленное под угрозу, под вопрос нынешним ходом развития
технической цивилизации. Характерные черты
целостности живых ’’объектов” связаны с их гармоничностью,
пропорциональностью, соразмерностью их частей и элементов. Автор, как мне
кажется, проявляет мощное бессознательное стремление к гармонической целостности,
выражает свою веру в прочность, надежность явлений жизни. Так можно
интерпретировать многие его рисунки, в которых побеждает жизнеутверждающее,
оптимистическое начало. Правда, сейчас
оптимизм не в моде, и для этого есть серьезные основания. Из глубин бессознательного
рвутся наружу страх, отчаяние, темные силы отрицания и разрушения. Но, может
быть, мы действительно недооцениваем заложенные в природе человека силы
добра, способность и потребность добродеяния. Может быть не стоит спешить с
нашим скепсисом, всегдашним недоверием к лучшим побуждениям. Разве нельзя
допустить, что тем самым мы подавляем в себе эти побуждения, волю к
творчеству добра? Будем поэтому внимательны ко всему, что несет надежду,
укрепляет веру, к проявлениям творчества добра и гармонии. Рисунки Дубровского
несут в себе заряд такой надежды и веры. Профессор
А. И. БЕЛКИН (1990 г.) |